Безопасно ли ездить автостопом?

Последние несколько лет в России в отмечены бурным ростом автостопа. Автостопщики – это не просто совокупность людей, бесплатно передвигающихся на попутном транспорте, но субкультура, распространившаяся на всю территорию славянских республик СНГ, представители которой узнают друг друга по характерной одежде, сленгу, активно обмениваются информацией, в основном при помощи Интернета, предоставляют друг другу возможность бесплатного проживания – система «вписок», имеет свой фольклор, своих «гуру», и соответственно – свои мифы.

Один из характерных мифов говорит о том, что путешествовать автостопом относительно безопасно, что основной опасностью является возможность попадания в ДТП.

Что бы с фактами в руках подтвердить или опровергнуть этот миф, в августе – сентябре 2004 года был проведен опрос автостопщиков.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые закономерности в вопросах безопасности автостопа, и, кроме того, получить интересные статистические данные по всей массе автостопщиков.

В опросе участвовали 77 человек из Украины, Белоруссии, Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга, нескольких десятков регионов России. Все анкеты заполнены посредством заполнения электронной формы, размещенной на Интернет-сайте. О существовании этого сайта респонденты узнавали из объявлений, размещенных примерно на 10 наиболее посещаемых автостопных сайтов славянских республик СНГ. Очевидно, что данная форма опроса не позволила охватить наиболее маргинальную часть автостопного сообщества, не пользующуюся Интернетом, и это надо иметь в виду при анализе информации. Были получены данные о 32 происшествиях - 28 преступлениях и 4 ДТП. Исходя из того, что респондентам была предоставлена возможность анонимного заполнения анкет, можно сделать обоснованное предположение о высокой степени искренности респондентов в рамках данного исследования.

Респондентам задавалось 37 вопросов, касающихся их анкетных данных, отношения к вопросу безопасности автостопа, различных подробностей случившегося с ними происшествия, а также предлагалось в свободной форме рассказать о случавшихся с ними заболеваниях, несчастных случаях и совершенных во время путешествий автостопом в отношении них или в отношении их друзей преступлениях.

С анкетой, а также вводной статьей, предлагавшейся для прочтения, перед заполнением анкеты, можно ознакомится по адресу: www.autostopsafety.narod.ru

Полученные данные разделены на два блока - информация о респондентах (77 человек) и информация о случившихся с некоторыми из них происшествиях (32 случая). Первый блок можно рассматривать как адекватную выборку всей популяции автостопщиков (ориентировочно - до 10 000 на территории РФ), характеризующуюся нормальным распределением. Данных по второму блоку значительно меньше, они имеют по большей части ориентирующее значение, однако, при применении непараметрических статистических методик, позволяют выявлять интересные зависимости, истинность которых для всей популяции имеет высокую степень вероятности.

Для статистической обработки полученных данных использовалась программы "Statistica-5.0" и Microsoft Exel 2002. Статистические методики использовались для установления значимости соответствий между отдельными переменными. Если в тексте имеется указание, что данная зависимость значима, это говорит о том, что с высокой долей вероятности (не более 5 возможных ошибок из 100) она справедлива для всех автостопщиков СНГ.

 

1 блок данных – анкетная информация о 77 автостопщиках.

 

Этот блок представлен 12 диаграммами, отражающими ответы на поставленные анкетные вопросы.

 

Кто-то сказал - "Если ты не ездишь автостопом в 20 - у тебя нет сердца. А если ездишь в 30 - то у тебя нет разума".

Общий стаж, пройденный всеми опрошенными автостопщикам - 2 681 088 км. В среднем, одно происшествие приходится на 31 542 километров 211 метров.

Поразительно положительная картина, не правда ли? Слава богу, большинство алкоголиков и наркоманов в Интернет не часто заползают, а то бы они статистику подпортили.

Вот такие мы мирные и пушистые зверьки. Хотя у некоторых под мягкой шерсткой спрятаны острые клыки.

Да, все очевидно, с рюкзаком за плечами далеко не убежишь, а драться мы не умеем. Остается одно - работать языком.

можно только посочувствовать 9,09 процентам.

Эта диограмма не может не радовать - все таки, не все так плохо. Всего было выявлено 32 несчастных случая, произошедшие с 25 автостопщиками. Из этих 32 случаев – 28 преступления, и лишь 4 – ДТП. (12,5 процентов от общей массы). Причем эти ДТП не повлекли серьезных последствий для автостопщиков.

 

При построении корреляционной матрицы по Пирсону для первого блока данных выявились следующие корреляции (зависимости).

Во-первых, выявились вполне ожидаемые корреляции между ростом, весом, и половой принадлежностью автостопщиков. Далее, выявилась также ожидаемая положительная зависимость между стажем автостопщика и вероятностью попадания в какие-либо происшествия. Существует также ожидаемая зависимость между попаданием в происшествия и согласием на публикацию рассказа. Затем выявилась корреляция между полом и уровнем оценки собственной привлекательности - женщины, естественно, оценивают себя более высоко, чем мужчины. Еще одна интересная особенность - чем больше вес стопщика, тем больше его стаж. Вот только что от чего зависит? Скорее, все-таки, вес от стажа – много сидишь, много ешь на халяву…

Иные корреляции, которые можно было бы предположить - скажем, между уровнем степени ожидания опасности и уровнем виктимности - не выявлены.

 

2 блок данных – информация о 32 происшествиях, случившихся с 25 автостопщиками.

 

При проверке данной зависимости при помощи критерия хи-квадрат Спирмена и t-критерий Стьюдента уставлено отсутствие зависимость между переменными на уровне вероятности p=0,05

Пожалуй, данный график отражает не зависимость числа преступлений от времени года, а сезонную активность стопщиков.

На мой взгляд, эта диаграмма указывает на тот факт, что самое опасное время - это вечер. Но не стоит думать, что ночью намного безопаснее – все-таки, ночью ездят далеко не все, и этот факт наверняка отражается на данной зависимости.

 

на первый взгляд, эта диаграмма показывает, что не стоит бояться темноты, раз в темное время суток происходит столько же преступлений, сколько и в светлое. Но не стоит забывать, что ночью путешествуют далеко не все, и именно этим объясняется большая доля дневных преступлений.

Здесь все ясно - чем больше очевидцев - тем меньше наглости у негодяев.

Смотря на данную диаграмму, можно сказать, что путешествовать в одиночку, безусловно, опаснее чем в паре или группой. (43,75% против 28,12% - примерно в полтора раза). На мой взгляд, утверждать что путешествовать в одиночку опаснее именно в полтора раза слишком смело, но какая-то зависимость все же имеет местою. Что касается преимуществ напарников мужчин или женщин с точки зрения безопасности, то я не буду расценивать полученные результаты как значимые ввиду очень малой выборки для каждой из этих переменных (всего несколько человек).

Из 6 имеющихся случаев изнасилования 2 произошли когда девушки путешествовали в одиночку, один - с напарником мужчиной, 2 - с напарником-женщиной, по одному данные не указаны. В принципе, этих данных недостаточно, что бы утверждать о существовании какой-либо зависимости.

 

А вот этот результат представляется мне значимым, и доказывает, что путешествовать в комбинезоне безопаснее, чем в обычной одежде. Хотя, я и не ставил вопроса "в чем вы обычно путешествуете?", мне кажется, что доля автостопщиков, путешествующих в комбинезонах приближается к 25%. А среди людей, пользующихся интернетом, она и того больше.

Вот так вот. Пьянству - бой.

Очевидно, что путешествовать по благополучной Европе безопаснее, чем СНГ и иных малоцивилизованных странах.

Как видим, большинство преступлений – это грабежи и изнасилования. Очевидно, что структура преступности должна зависеть от пола жертвы.

Данная диаграмма показывает долю каждого вида преступления, совершаемого в отношении мужчин либо женщин к общему числу совершенных преступлений. Как видно, вид преступления зависит от пола потерпевшего. Проверка приведенных данных по критерию хи-квадрат Спирмена показала, что данное суждение справедливо с коофициентом вероятности p=0,01569 (n=28). Что касается разбивки данных по конкретным видам преступлений, то, на мой взгляд, можно утверждать, что наиболее распространенное преступление против автостопщиц - изнасилование, а против автостопщиков - грабеж, хотя грабежей и разбоев стоит также опасаться и женщинам. Что касается остальных видов преступлений, то количество примеров слишком мало, чтобы экстраполировать полученные соответствия на всю популяцию автостопщиков.

 

 

Этот график показывает, что, пожалуй, наибольшая опасность подстерегает автостопщика в подвозящей его машине. Правда, примерно половина случаев - это ДТП.

В данной диаграмме для выявления зависимостей я сгруппировал полученные переменные по группам. В группе "попутка" объединены те случаи, когда жертва преступления ехала в подобравшей ее машине. В группе "позиция" объединены те случаи, когда во время совершения преступления потерпевший голосовал по проходящим машинам, находился в придорожных закусочных, заправках и т.п. В группе "прогулка" объединены те случаи, когда потерпевший гулял на природе, по городам и поселкам, спал в палатке или без нее под открытым небом, пользовался общественным транспортом. В группе "вписка" - когда потерпевший находился на случайной вписке.

При рассмотрении данной диаграммы видно, что подавляющее большинство грабежей, разбоев и краж происходит при варианте "прогулка". В то же время большинство изнасилований - при варианте "попутка". Если вы посмотрите на график структуры преступности, то увидите, что наибольший удельный вес имеют в совокупности грабежи, разбои, кражи, побои, причинение вреда здоровью (преступления, совершаемые в основном против мужчин), а также изнасилования (совершаемые против женщин). Соответственно, можно прийти к выводу, что наибольшая опасность подстерегает автостопщиц в попутных машинах, а автостопщиков - вне их.

Проверим это предположение:

При проверке данной зависимости при помощи критерия хи-квадрата Спирмена был получен уровень вероятности p=0,04124 (n=28), что позволяет говорить о значимости данной зависимости. В то же время, при дополнительной проверке с использованием критерия Йетса уровень вероятности p=0,10611, что несколько ниже общепринятого уровня значимости. Однако, несмотря на это, по моему убеждению, предположение о существовании зависимости между вероятностью совершения преступления в попутной автомашине и полом автостопщика верно.

Как видно, если человек любит гадить окружающим, то он делает это в любом возрасте. В целом, полученные данные согласуются со средним возрастом преступников по России.

Вопрос - надо ли боятся кавказцев? Ответ: надо, но не так сильно, как русскихJ

В общем - либо надо уметь применять оружие и держать его под рукой, либо вообще с ним не связываться, иначе создается ложное чувство защищенности.

Интересно, что если в диаграмме 11 указывается, что 50% автостопщиков считают своим основным способом ответа на агрессию попытки заговорить зубы, то в реальной ситуации вариант реакции на агрессию может быть иным.

Впрочем, если сгруппировать данные несколько по-иному, то увидим, что из 77 опрошенных респондентов лишь для 17 процентов произошедшее с ними повлекло психические травмы, временную либо невосполнимую потерю здоровья, смерть либо значительные материальные потери. С 83 процентами либо вообще ничего не случалось, либо произошедшее повлекло незначительные материальные потери.

 

Печально. Особенно, если предположить что в структуре преступности РФ доля преступлений, совершаемых представителями власти такая же… Все же, на мой взгляд, стоит расценивать милиционера скорее как потенциального защитника, чем как потенциальную опасность. Конечно, кражи при досмотрах явление очень распространенное, но не смертельное.

 

Рассказы автостопщиков.

Serge&. Курган
Я проходил по тротуару мимо группы молодых людей. Один из них обратился ко мне с предложением поделиться деньгами. Я отказался и попытался уйти. Тогда этот человек схватил меня за рюкзак и силой удержал на месте, и меня окружили.
После длительного выяснения отношений я отдал мелочь. Преступники сказали, что этого им мало, и они хотят ещё. Я ответил, что сейчас позову на помощь, так как к нам подходили свидетели. После этого меня отпустили, и я ушёл.
 

Белоногов Дмитрий из Челябинска

У придорожных кафешек разговорился с каким-то кавказцем, настроенным весьма миролюбиво. В процессе разговора он неожиданно попытался наезжать, сначала просить, а потом требовать, чтобы я немного "поработал на него", иначе меня "заберут в милицию", у него там "связи" и прочий бред. Продолжать беседу в таком ключе я не стал, холодно попрощался с ним и ушел на позицию, отошел от кафешек весьма далеко. Рядом людей не было - только полосы кустов вдоль трассы. Тут из кустов вылез парнишка, которого я видел рядом с тем кавказцем, и попросил помочь зайти в кусты и помочь вытащить там якобы застрявшую машину. Почуяв неладное, я надел рюкзак и собрался идти. Тут из кустов вылез еще и тот кавказец. Поняв, что замысел их раскрыт, он неожиданно резко сдернул меня в овраг за лямку рюкзака, вырваться в тот момент не получилось, а далее мы были уже вне поля зрения прохожих и проезжих. Они заставили меня снять рюкзак и выгрести вещи из карманов. Пока один обшаривал рюкзак, второй наблюдал, чтобы я ничего не предпринял. Забрали у меня 300-400 рублей, оставили 100 р. ("на дорогу домой"), паспорт и вещи не взяли. В милицию я обращаться не стал, ибо сумма для меня была невелика, а времени было мало.

 

Сергей Новиков. г. Жуковский Московской области

Вымогательство денег в обмен на свободу.
Перед этим проводники из Абхазии помогли мне перейти российско-абхазскую границу за некий "гонорар", которым они на моих глазах поделились с нашими погранцами. После этого я без приключений перелез под "колючкой" и (уже с мокрыми по колено штанинами) появился на абхазском берегу речки Псоу. Но спокойно протопать в сторону трассы на Гагру - Сухум не получилось: на полпути до ж/д станции Псоу, у села Сальме, стоял "Жигуль" с ментами. А уж они, заметив мокрые штанины, быстренько "раскололи" меня (я, лопух, сказал им всю правду про переход) и потребовали "гонорар" уже себе. "Иначе в кутузку отвезём за незаконный переход" - приговаривали они, хотя незаконными подобные переходы считала только российская сторона.
Опыта заговаривания зубов у меня тогда было маловато и пришлось расстаться с 10 баксами. Хотя, окажись я в такой ситуации сегодня, предпочёл бы отстоять заначку (понятное дело, убеждением).
Само путешествие от побора не пострадало: обрадованные неожиданным "приработком" менты посадили меня на автобус до Сухума и даже подарили несколько открыток по Абхазии.

 

Изя 78Rus (ex 43Rus)

Авария.
Легковой автомобиль (иномарка) на скорости 140 км/ч ушел в кювет + полный переворот через крышу (360) все пассажиры живы. У водителя перелом нескольких ребер, у остальных - ссадины, ушибы.
 
Маша Квашонка, Москва
Ехали автостопом в Сухум, заехали в Новый Афон осмотреть достопримечательности. Оставив рюкзаки в монастыре, пошли в сторону пещер, присели у водопада. Трое, с ножом, связали, отобрали мобильный, фотоаппарат, 700р (100р у меня, 600 у напарника) и фонарик. Документы оставили. Не били.
 
Катя. Киев.
Ехала с водителем, тот схватил мои руки и начал тянуть их к своей ширинке %(
Я отговаривала его, убеждала, что вот, мол, скоро приедет домой, а там жена ждёт :), разъясняла суть автостопа и автостопщиц - не помогало. Водитель не применял грубую силу, но и не убирал рук. Помогли лишь угрозы выпрыгнуть из машины. До границы оставалось километра 2, так что он довёз меня, высадил и напоследок ещё и извинился и попытался наставить на путь истинный, вот де, мол, а ведь мог не такой хороший я тебе попасться, а псих какой-нить – не езди больше сама :)
 
Сталкер, Гомель
Сотрудник милиции в пьяном виде при обыске нашел и забрал 20$
 
Настя (Томск)
Когда у меня был километраж ок тыс 70 км, меня задержали на Чулымском посту ок. Новосибирска гаишники, не отпускали дольше 12 часов и пытались мне доказать, что я проститутка и должна их обслужить (гаишников).Если я с ними не отработаю по своей (якобы) специальности, то они мне пришьют дельце какое-нить (например кражу какой-нибудь машины). Забрали паспорт и носили его при себе. В итоге я позвонила по местному телефону какому-то начальнику, он меня отвез в Новосиб и морально их разнес в пух и прах, больше я их не видела этих гаишников, но документы особо подробно любят на этом посту проверить и по сей день. Или это мне так везет. Ой! Я этот случай не туда записала, но вы разберетесь (я думаю).

 

 

Сравнение статистики происшествий в автостопе с аналогичной статистикой в других сферах деятельности.

Пример 1:

Соотношение пострадавших и численности участников в горных походах 1990 года

Показатели

Всего

Категории сложности походов

Походы 1-3 к.с.

Походы 4-6 к.с.

I

II

III

IV

V

VI

Количество спортивных групп

3677

578

946

523

307

275

48

3047

630

Число участников

32779

14723

8276

4581

2496

2267

436

27520

5199

Статистика несчастных случаев

20.27.14

5.10.4

3.0.3

3.5.3

2.6.2

5.5.1

2.1.1

11.15.10

9.12.4

% пострадавших

0,125

0,095

0,037

0,175

0,352

0,264

0,45

0,091

0,308

Соотношения чел.

1:800

1:950

1:2760

1:572

1:311

1:378

1:218

1:1100

1:325

под несчастным случаем понимается случай гибели, травмирования, либо заболевания члена туристской группы.

 

© 1999-2001 Mountain.RU

Автор - Алимов Сейяр Ибрагимович

Смотря на эту таблицу, нужно учитывать, что, во-первых, один человек мог участвовать в нескольких походах за год, а во-вторых – в нашем опросе фигурируют данные не за конкретный год, а за все время автостопной деятельности каждого респондента.

Итак, каковы итоги проведенного исследования?

 

1. Каждый третий автостопщик становится жертвой преступления либо несчастного случая. Для каждого пятого эта ситуация влечет за собой получение психической травмы, причинение вреда здоровью либо значительные материальные потери, а в отдельных случаях – даже смерть. С 4 из 5 какие-либо серьезные происшествия не происходят вообще, либо происходят, но не оставляют последствий, либо влекут незначительные материальные потери.

2. Основные факторы, повышающие вероятность того, что автостопщик станет жертвой преступления:

стаж – чем он больше, тем больше эта вероятность;

езда в одиночку – опаснее, чем с напарником;

маршрут поездки – в Европе безопаснее, чем в СНГ и странах «третьего мира»;

применение комбинезонов – в них, скорее всего, ездить безопаснее, хотя эта гипотеза требует дополнительного обоснования.

3. Сравнить опасность автостопа и опасность нашей обычной жизни не представляется возможным. Это связано с отсутствием объективной статистики, а так же с тем, что автостоп является временной деятельностью, и его уровень опасности не может быть корректно сопоставлен с опасностью нашей повседневной деятельности.

4. говоря о сравнении уровня опасности автостопа и занятием иными видами спорта, нужно признать, что вероятность получения психической травмы для автостопщика значительно выше, чем для занимающегося каким-либо экстремальным видом спорта. В то же время, вероятность потери здоровья – ниже. Что касается материальных потерь в результате возможных преступлений имущественного характера – то неизвестно, не обойдется ли покупка, скажем, нового сноуборда дороже.

Итак, основной вывод – безопасность автостопа – это миф. В то же время, уровень опасности является приемлемым для того, что бы считать поездку автостопом в Пушкинские горы альтернативой отдыха на курортах Хургады.

Hosted by uCoz